07
апреляПеред Россией замаячил "второй Афган"
Ну а Москва тем временем тоже внесла некий новый поворот в «афганский» сюжет.
«Если НАТО потерпит фиаско, России и ее партнерам придется воевать против экстремистов в Афганистане»,— заявил накануне саммита НАТО в интервью Le Monde (перевод «Инопресса.ру») постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин. Из этих слов волей-неволей напрашивается вывод, что Россия не остается ничего иного, как активно поддерживать стратегию альянса в Афганистане. Иначе – неминуемый «второй Афган». Вот такое нас ждет «светлое будущее».
Напомним, что на саммите НАТО, завершившемся в минувшие выходные на франко-германской границе, ряд стран-членов альянса, в том числе Германия, решили направить в Афганистан дополнительные войска для обучения военнослужащих афганской армии и обеспечения безопасности президентских выборов, намеченных на август 2009 года. Генсен НАТО Яап де Хооп Схеффер тут же поспешил сообщить, что контингент альянса в Афганистане может пополниться еще 5000 военнослужащими.
«Мы не имеем права проиграть в Афганистане»,— заявил президент Франции Николя Саркози. «Афганистан – это момент истины для НАТО»,— вторила ему Ангела Меркель.
После этого, понятное дело, канцлеру ФРГ не осталось ничего иного, кроме как тайно поспешить в Афганистан. Сегодня утром она была уже в Кундузе — столице одноименной провинции на севере страны, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на «Ассошиэйтед Пресс». Планируется, что канцлер и сопровождающий ее министр обороны ФРГ Франц-Йозеф Юнг проведут ряд переговоров с местными политиками, а также побеседуют с солдатами бундесвера в составе Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force — ISAF) в Афганистане. Военный контингент ФРГ в Афганистане, находящийся преимущественно на севере страны, насчитывает сейчас 3,8 тысячи человек, напоминает «Ассошиэйтед Пресс».
Всего же в настоящее время силы ISAF в Афганистане насчитывают порядка 70 тысяч человек. А вскоре их станет не менее 87 тысяч – 27 марта президент СШа Барак Обама озвучил новую афганскую стратегию США, важнейшей составной частью которой станет переброске в Афганистан дополнительно 17 тысяч американских военнослужащих. Сейчас их там пока около 30 тысяч – они и несут основное бремя противоборства с талибами.
«Для США эта многострадальная страна является в целом безразличной для них территорией,— заявил недавно в интервью «Аргументам неделi» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.— Но на ней крайне удобно под предлогом борьбы с терроризмом иметь мощный военный кулак. На сегодня там 28 баз США и НАТО, из них 13 авиабаз и 2 особо сверхкрупные. Этот своего рода сухопутный мега-авианосец позволяет из идеального места контролировать все главные страны Евразии, прежде всего Россию, Китай, Иран и Индию. А также охранять «бензоколонку» США на территории стран Персидского залива и Каспийского моря. Из этих районов, между прочим, США к 2025 году будут получать до 60% импортируемой нефти. И это делает стабильность поставок отсюда критической проблемой национальной безопасности США».
Кроме того, назначенный недавно новым полпредом США в НАТО г-н Иво Даалдер проталкивает среди союзников по НАТО идею превращения этого блока в некую альтернативу «отжившей свой век» ООН – за счет присоединения к альянсу Австралии, Японии, Южной Кореи, возможно, и Индии. И, как уже писал уже KM.RU, главным плацдармом для перехода НАТО в такую глобальную организацию призван стать именно Афганистан – в случае реализации там новой стратегии США, озвученной недавно Бараком Обамой.
При веем этом, отмечает Крупнов, никакого особого вреда из своего присутствия в Афганистане США пока не имеют – и рассчитывают не иметь в будущем. За семь лет военного присутствия в Афганистане, поясняет экусперт, американцы потеряли там не более 700 человек, т. е. в пять раз меньше, чем за четыре года войны в Ираке, и в 15 раз меньше, чем за тот же период СССР. Афганского героина в расчете на человека к в США поступает в 3 раза меньше, чем в Западную Европу, и примерно в 20 раз меньше, чем в Россию. «Так что сплошные плюсы,— резюмирует эксперт.— Отстраивай себе базы, а героиновые потоки еще и непрерывно подрывают мощь соседних стран, особенно России. Мягкое подбрюшье там наше (российское), а стратегия – американская».
И вот к поддержке такой стратегии в Афганистане, судя по интервью Рогозина, чуть не начинает склоняться Москва. А иначе, мол, нам самим придется вторично воевать в Афганистане – если американцы со своей коалицией потерпят там от талибов поражение. По сути никаких альтернатив этому якобы нет.
Но ведь именно следование в фарватере американской политики в этом регионе Россия как раз с большей долей вероятности может быть втянута во «второй Афган». Да мы и так уже фактически приняли сторону одного из воюющих противников, разрешив транзит натовских грузов по своей территории – сначала невоенных, а потом… Ну а поскольку дела у натовской коалиции идут в Афганистане из рук вон плохо, далеко не ясно, чем их новая стратегия закончится с военной точки зрения. И чем вполне вероятное поражение коалиции обернется в конечном итоге для России. Учитывая к тому же, что противник американцев – талибы – это пуштуны. По сути, государствообразующий Афганистан народ. Не случайно, кстати, американцы начинают сейчас вести переговоры с «умеренными» талибами – хотя еще сравнительно недавно провозглашали войну против всех талибов до победного конца.
Разумеется, не в интересах Россия оказаться вновь втянутой в вооруженный конфликт в Афганистане – о чем неоднократно заявляло ее руководство. Но из этого отнюдь не следует, что Россия должна следовать всецело в фарватере американской политики в этом регионе. Неужели Москва не способна предложить тем же Китаю, Ирану, другим соседним с Афганистаном странам некую альтернативную стратегию? Неужели те же Пекин и Тегеран (а Иран Обама тоже намерен привлечь к воплощению своей стратегии в жизнь) не догадываются, чем для них чреваты новые планы США в Афганистане? Очень как догадываются, разумеется. Но у российской внешней политики на афганском направлении пока никакой инициативы не наблюдается.
Китай предоставил недавно помощь Афганистану в размере $180 млн и списал все его просроченные долги. Кроме того, что китайское правительство приняло решение перевести кредит Афганистану — $75 млн на безвозмездную основу. «Надо уделить особое внимание вопросу развития Афганистана: наращивать инвестиции в социальной сфере, в сельском хозяйстве и развивать инфраструктурные объекты»,— заявил недавно на московской конференции по Афганистану (которую Россия, кстати, фактически провалила) замглавы МИД КНР Сунь Тао.