30
мартаСовет безопасности России занялся Арктикой
Интерес к Арктике заметно усиливается в последние годы. Одна за другой крупные державы – Россия, США, Великобритания, Канада, и их соседи – Исландия, Скандинавские страны активизируют свою деятельность в Заполярье. Научную, промышленную, наконец – военную. Причин такого роста множество – Арктика представляет интерес как кладовая минеральных и биологических ресурсов, как средоточие удобных морских и воздушных маршрутов. Наконец, в силу вышесказанного, как потенциальный театр военных действий.
Ресурсное богатство Арктики привлекает внимание к региону в первую очередь. Предметом спора стран региона могут стать не только месторождения, находящиеся на формально нейтральных территориях, но и, в критической ситуации, в исключительной экономической зоне, особенно с учетом разногласий, существующих по поводу раздела арктического шельфа. Не приходится сомневаться, что довольно скоро – уже на нашем веку – требования о равном и свободном доступе к энергоресурсам Арктики станут постоянным спутником любых переговоров между заинтересованными странами.
Большое значение имеют также биоресурсы полярных морей. Рост населения планеты неизбежно потребует увеличения объемов рыболовства, в том числе и на севере. Конфликты, связанные с рыболовством в северных морях идут уже сейчас - все помнят инциденты с российскими траулерами близ Шпицбергена, а также «тресковую войну» между Исландией и Великобританией. С ростом объемов рыболовства и расширением территорий, на которых осуществляется лов, число подобных конфликтов в будущем будет лишь возрастать.
Ставшее из научного феномена долгосрочным политэкономическим фактором, потепление открывает совершенно новые возможности освоения Арктики. Таяние льдов и расширение времени навигации позволяет говорить о получении свободного доступа к залежам полезных ископаемых и биоресурсам Северного Ледовитого океана. Этим и объясняется активность стран региона, стремящихся максимально укрепить свои позиции в виду неизбежных споров о принадлежности арктических вод, шельфа и содержащихся там богатств.
Потепление влечет за собой и еще одно немаловажное обстоятельство. С таянием льдов и возможным открытием круглогодичной навигации по Северному морскому пути (пусть и с ледокольной проводкой в зимний период) на картах мира появится еще один стратегически важный маршрут, соединяющий Европу и Азию, открытие которого станет событием, превосходящим по своему значению открытие Суэцкого и Панамского каналов вместе взятых. Причем, открывающийся транспортный потенциал Арктики поистине огромен.
Следует напомнить, что Северный Морской путь (СМП) является самым коротким маршрутом между Западной Европой и Восточной Азией. Кораблю, который пойдет этим путем, скажем из Нидерландов в Японию, предстоит преодолеть расстояние примерно в 14 тысяч километров. В то же время путь через Суэцкий канал и Индийский океан имеет протяженность в 20 тысяч километров, через Атлантику, Панамский канал и Тихий океан - 24 тысячи километров, а крупные корабли, не способные пройти Панамским или Суэцким каналами вынуждены обходить Африку, преодолевая расстояние почти в 27 тысяч километров. Столь радикальное сокращение маршрута (на 6-13 тысяч километров) сулит, в случае, если по СМП будет обеспечена круглогодичная навигация, резкий рост интенсивности судоходства, и, как следствие - экономический рост портов СМП с прилегающими территориями. Выигрывают от подобных изменений две страны - Норвегия и Россия, вдоль побережья которых проходит маршрут.
Рост судоходства по СМП потребует развития прибрежной инфраструктуры по всей длине маршрута и особенно в средней его части - от Карского моря до Берингова пролива, проходящей вдоль наименее обжитых земель. Это потребует и усиления военного, пограничного контроля в регионе с целью предотвращения попыток нарушения свободы мореплавания. Традиционные спутники оживленного судоходства: контрабанда, браконьерство, пиратство.
Кроме того, потребуется защита для разросшихся портов, которые будут представлять собой очень привлекательные в военном отношении цели. Глубинные арктические территории впервые станут представлять интерес в качестве целей для возможной оккупации.
Такую защиту должно обеспечить принятое Совбезом решение о поддержании группировки вооруженных сил и погранвойск России в Арктике. Для должного контроля над заполярными территориями требуется создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры российской арктической зоны, сил и средств граничащих с Арктикой военных округов. И прежде всего – Северного и Тихоокеанского флотов, на которые ляжет основная нагрузка по защите полярных и приполярных рубежей.
Оценивая перспективы России успешно защитить свои интересы и расширить влияние в Арктике, следует отметить, что наша страна обладает на данном этапе наиболее сильными стартовыми позициями в арктической гонке. Россия контролирует СМП и имеет инфраструктуру вдоль пути, включая города и порты, которая может послужить основой для дальнейшего развития. Россия в течение многих лет осуществляет программу исследований заполярья, в том числе с помощью дрейфующих станций, что позволило собрать уникальный по объему массив данных о регионе. Россия обладает мощным ледокольным флотом, включая, в том числе, и атомный, позволяющий осуществлять проводку одиночных кораблей и целых караванов в сложных условиях.
Наконец, Россия обладает наибольшим на сегодня военным потенциалом в Арктике - здесь базируется Северный флот и довольно многочисленные подразделения ВВС, многократно превосходящие те силы, которыми на постоянной основе располагают в Заполярье остальные страны региона. Подобная основа, при должном подходе, способна обеспечить защиту интересов России в Заполярье и стать весомым аргументом, подкрепляющим претензии нашей страны на расширение полярных владений.