30
мартаВозможна ли оппозиция к власти без разрушений?
Что в этой ситуации надо делать? Еще раз повторюсь, что я отвечаю за себя и за довольно большую группу людей. Многие из них довольно авторитетные и известные. Для нас самый главный вопрос состоит в том, как функционировать в данной ситуации? Можно ли бороться с этим режимом так, чтобы не уничтожить все на свете? Потому что режим действительно принят обществом. Большинство он устраивает. Ложь и воровство, оказывается, может устраивать. Ложь и воровство, оказывается, могут иметь твердые основания. При этом то, что делается, имеет непосредственное отношение к воровству. Любые экономические действия связаны с тем или иным способом воровства. Все, что говорится, - это в той или иной степени ложь. Что с этим делать? Это ключевой вопрос, и он так или иначе стоит сейчас перед многими людьми. И он будет стоять, что бы мы здесь ни говорили, как бы мы к этому ни относились.
В свое время я занимался изучением Реформации. Перед самой Реформацией в Германии на севере везде, в отличие от юга, Церковь показывала выдающиеся результаты по цеховому сбору, по торговле индульгенцией. Так крепко она никогда не стояла. Потом появляется человек, прибивший на двери собора тезисы, и все рушится. Собственно, что сказал Лютер? Лютер сказал, нельзя жить по лжи. Лютер сказал, давайте говорит правду. И его поддержали люди, которые не согласны с 80% того, что он сказал. Он говорил, что ростовщический и банковский капитал есть грех величайший и прочее. Но его поддержали люди, которые не могли больше жить по лжи. При этом в этой экономике или теологии лжи они существовали прекрасно, но они больше не могли. Мы сейчас думаем и обсуждаем - быть с властью или с невластью. Но может надо думать и размышлять о том, что все может очень быстро сдвинуться. С одной стороны, у лжи твердые основания, но с другой стороны - это песок. Здесь, конечно, тоже нельзя однозначно относиться. За Реформацией последовала страшнейшая война такого масштаба, который Европа до того не видела, которая повлияла катастрофическим образом на всю мировую историю. А с другой стороны, католическая церковь претерпела такие изменения, что лозунг францисканцев "Правда и добро" стал одним из ключевых для идеологических требований к Церкви.
Поэтому сейчас самый главный вопрос состоит в том, возможна ли оппозиция к власти, которая бы не призывала к разрушению? Ведь если мы начнем разрушать, то может разрушиться все. Над этими проблемами хотелось бы думать, читать, разговаривать. То есть, на самом деле, проблема не в отношении к власти, а в создании оппозиции, такой, которая бы не разрушала, или которая бы разрушала, но тогда ответственно, понимая, что она разрушает.