30
мартаРахимов отдал ТЭК, на очереди - власть?
Прошедший март держал в заметном напряжении политические круги Башкирии. Целый месяц в республике ожидали, что Кремль вот-вот примет решение отстранить от должности бессменного президента Муртазу Рахимова.
В свою очередь, башкирский лидер в этот раз не молчал, как обычно, а в серии выступлений и заявлений предъявил федеральному центру целый букет претензий, касающихся в основном нарушения Москвой принципов федерализма.
Так, выступая на научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования Башкирской автономии, Рахимов обвинил федеральные власти в забвении договорной практики распределения полномочий, в раздутости федеральных структур на местах и ненужном дублировании ими одних и тех же вопросов наряду с республиканскими ведомствами.
Налоговая и бюджетная системы страны выстроены, по мнению Рахимова, таким образом, что муниципалитеты вынуждены постоянно искать внешние источники для поддержания своего скудного бюджета. Кроме того, происходит постоянное ущемление прав регионов в образовательной сфере, что выразилось в недавней отмене национально-регионального компонента в школьном образовании. Вдобавок Муртаза Рахимов едва ли не впервые публично выразил обеспокоенность агрессивными попытками некоторых политических и религиозных кругов насаждать православие в школах и других образовательных учреждениях.
Как утверждают башкирские оппозиционные интернет-сайты, Рахимов подробно перечислил большинство языковых и экономических претензий к федеральному центру на недавней встрече с верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнутом Воллебеком. И тем самым вынес свой конфликт с Москвой на международный уровень.
Выступив 26 марта с очередным ежегодным посланием к республиканскому парламенту, Рахимов был уже более сдержан, заявив о своей уверенности в том, что федерализм в России – "это всерьез и надолго", и без его соблюдения успешно выйти из экономического кризиса стране вряд ли удастся.
Демарши президента Башкирии было поддержаны серией митингов и пикетов, которые провели башкирские национальные организации. На последней акции, прошедшей 28 марта, общественное движение "Кук Буре" (что в переводе с башкирского на русский язык означает "Небесный волк") потребовало провести в республике референдум по вопросу о выборности президента населением.
Многие наблюдатели объясняют такую активность Рахимова просто. По их мнению, башкирский президент использует свою стандартную тактику, запугивая центр опасностью радикализации национального движения и демонстрируя, что только он в состоянии держать своих радикалов под контролем. До сих пор считалось, что такая тактика себя вполне оправдывает – в итоге Кремль обычно уступал, и Рахимов оставался у власти.
Некоторые наблюдатели уже посчитали, что игра башкирских властей удалась, и непосредственная угроза отставки для Муртазы Рахимова миновала. Так, радикальный башкирский оппозиционер Айрат Дильмухаметов убежден, что Рахимову удалось в очередной раз выстоять. "Уже в следующем месяце нажим федерального центра ощутимо ослабнет, - утверждает Айрат Дильмухаметов, - поскольку Кремлю в очередной раз станет не до региональных интриг из-за неурядиц, вызванных бушующим в стане экономическим кризисом".
А вот политолог Альберт Мифтахов считает, что возврата к прежней ситуации уже не будет. Во-первых, перед лицом публичного политического вызова Кремль просто вынужден будет принять решение об отстранении башкирского президента от должности. По словам Мифтахова, необычная публичность конфликта уже привела к тому, что сейчас буквально вся Россия внимательно наблюдает за схваткой Рахимова и Кремля, задаваясь вопросом: хватит ли у федерального центра сил и воли, чтобы снять Рахимова, или же нет.
По мнению Альберта Мифтахова, приобретение контрольных пакетов акций предприятий Башкирского ТЭКа московской "Системой" означает окончание долгой и непростой борьбы за башкирские активы, которая велась как минимум с 2003 года, и свидетельствует об ослаблении позиций Рахимова. Как считает Мифтахов, принципиальное решение о смещении Рахимова в самое ближайшее время уже принято, а задержка с его отстранением вызвана, скорее всего, тем, что влиятельные московские властные группировки еще не до конца определились с кандидатурой будущего главы региона.
Альберт Мифтахов заявил, что в регионе в связи с ожидаемой отставкой уже наблюдается паралич власти. Каждый более-менее крупный чиновник сейчас думает только об одном - удастся ли ему сохранить свое кресло, или нет. А многие, по мнению башкирского политолога, вынуждены опасаться и уголовного преследования за совершенные правонарушения.