04
апреляЗакон о личном банкротстве будет скоро принят в России
"Проект закона давно готов", - передают РИА "Новости" слова председателя Высшего арбитражного суда России Антона Иванова из Вашингтона, где он находится в командировке. "Я ожидаю, что он будет внесен до лета, и, может быть, принят в первом чтении", - сказал он. До этого документ пройдет этап консультаций в Минэкономразвития РФ.
Проект появился в 2006 г. и имел целью не только защитить интересы граждан, оказавшихся в долговой кабале, но и интересы кредитных институтов. Ведь возбудить уголовное дело против недобросовестного заемщика при действующем законодательстве проблематично, и некоторые этим пользуются.
Медлить нельзя
В прошлом году законопроект было добрался до правительства, но был отправлен назад в Минэкономразвития с замечаниями. Исправленная редакция документа вновь "застряла": меньше месяца назад директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков сообщил, что рассмотрение правительством законопроекта о банкротстве физических лиц откладывается на неопределенный срок. Он объяснил это тем, что пока не ясно, как кризис отразится на кредитных отношениях и потребительских рынках. По словам Осколкова, "прежде чем принимать решение об институциализации личного банкротства", необходимо понять, "как будет устроен рынок ипотечного и потребительского кредитования и каковы последствия кризиса для кредиторов и должников".
Однако судя по сегодняшним словам Антона Иванова, которого считают горячим сторонником принятия закона о реструктуризации долгов, проект все же не отложен в долгий ящик. Более того, медлить с его введением нельзя, утверждает он. "Это может привести к дополнительным сложностям, потому что если недвижимость граждан будет оцениваться по заниженным ценам и по заниженным ценам продаваться, то ситуация с долгами будет еще хуже. Эти причины должны нас торопить", - отметил Иванов.
"В тех случаях, когда можно долги реструктурировать, когда они могли бы быть возвращены с согласия кредиторов, мы должны делать все, чтобы не доводить гражданина до продажи всех его активов, а позволить ему под контролем суда или соответствующих служб отдать долги", - еще раз обосновал сегодня Антон Иванов необходимость в законе.
Он упомянул также, что банки нередко поручают заниматься "выколачиванием долгов" физических лиц коллекторским агентствам, чьи методы, по его словам, "очень жесткие". "В ряде ситуаций интересы граждан нуждаются в серьезной защите", - отметил Иванов.
Четверть страны в долгу
Избавиться от долгов, не лишившись имущества - в такой возможности будет нуждаться все больше граждан, если продолжатся сокращение доходов и массовые увольнения. По данным "Левада-Центра", в феврале непогашенные кредиты висели на 26% российских семей (см. подробнее в дополнительном материале).
Но процедуры личного банкротства в России до сих пор нет: несмотря на активное развитие кредитования, законопроект о схеме реструктуризации личного долга и рассрочке платежей уже несколько лет безуспешно гуляет по инстанциям.
Многострадальный закон
Принятию законопроекта мешает, судя по всему, не только неповоротливость государственной системы, но и многочисленные противоречия, который всплывают по ходу его обсуждения. С одной стороны, перед властями стоит задача не допустить эскалации социального напряжения. Поэтому иски банков к должникам практически перестали приниматься судами. В ответ на это банкиры обоснованно критикуют судебную систему за "развращение" ипотечных заемщиков. Вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев недавно говорил в интервью "Новым Известиям": "Если люди потеряли работу, это, конечно, плохо. Но и вкладчики банков тоже теряют работу. Банкам нужна ликвидность, чтобы расплачиваться с вкладчиками. Все должны выполнять взятые обязательства. Если вы хотите смягчить жизнь заемщикам, позволить им не платить по кредитам, тогда дайте возможность банкам не платить по вкладам".
Суть законопроекта
Поначалу предполагалось, что сумма задолженности, при которой можно было начать процедуру банкротства, будет равна 100 тыс. рублей, но в прошлом году ее снизили до 50 тыс. С санкции суда гражданин должен согласовать с кредиторами план реструктуризации долгов, который предусматривает либо полную, частичную выплату в течение пяти лет. По проекту, конфискация и распродажа имущества ждет должника только в том случае, если суд сочтет, что у гражданина нет "тяжелых жизненных обстоятельств" и выплатить долг с помощью реструктуризации он не сможет.