12
июняСеверная Корея (48 фото + текст)
Очередное испытание ядерного оружие, проведенное недавно Северной Корей, вновь привлекло внимание всего мира к этому небольшому государству. Украинский эксперт Виталий Кулик побывал в Северной Корее несколько недель назад и представил «Политклубу» развернутый доклад о том, что представляет собой сегодня Северная Корея. На наш взгляд, рассказ получился очень интересным и увлекательным.
Виталий Кулик. Добрый день, мы начинаем нашу экспертную встречу. Дело в том, что недавно мне повезло, я был в Северной Корее и на Дальнем Востоке РФ. Отсюда название такое встречи - «Удержит ли Россия Дальний Восток». Увиденное свидетельствует о важных новых тенденциях в развитии регионов России, что будет влиять на расстановку глобальной безопасности, а также региональной безопасности. Начнем мы именно с Северной Кореи, я представлю вам небольшую презентацию нашего видения, что происходит в Северной Кореи и о перспективах урегулирования конфликта, а также развитии ситуации в дальнейшем.
Есть определенный набор мифов о Северной Корее, которые продуцируются международными СМИ, о том, что это закрытая страна, что там существует сталинизм, что там полный контроль властей над жизнью общества, что там не существует никаких форм самовыражения и самореализации.
Начнем сначала с фотографий, а я по ходу буду объяснять что и как.
На изображении выше, интересный момент, потому что он символизирует единство трех сословий Кореи: рабочего, крестьянина, а посредине — это кисточка — символ интеллигенции.
В целом о Северной Корее. Дело в том, что-то, что из себя сейчас представляет Северная Корея, это немного напоминает дух и стиль времен Советского Союза. Даже, скорее, время сороковых-пятидесятых с определенной модификацией.
Это тридцать восьмая параллель — это именно то самое здание, которое отделяет Северную от Южной Кореи. Вот эти бараки, это места проведения конференций и встреч представителей Южной и Северной Кореи, тридцать восьмая параллель.
Ну, давайте, наверное, сначала картинки посмотрим, а потом я буду рассказывать уже по ходу.
Это пионерский отряд, то есть, там есть пионеры, комсомольцы, а сейчас существует Союз молодежи Ким Ир Сена, и пионерская организация. Все, как в нашем старом времени, единственное отличие это то, что люди, прошедшие школу пионерской и комсомольской организации, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, их быстрее назначают на должности, и функционеры являются одними из движущих элементов общества Северной Кореи.
Это арка, посвященная революционной борьбе, которая началась в 1925 году, сначала революционной деятельности товарища Ким Ир Сена, и по 1945 год — год освобождения Кореи.
Это вход в метро. Метро развитое, это, конечно, не киевский масштаб, но самое дешевое в мире - пять вон. Если учитывать рыночный курс вона и 2600 вон за один доллар, то я даже не берусь сказать, какая это сотая или тысячная цента. Бесплатно фактически.
Это очереди на транспорт. Маршруток там нет, троллейбусы делаются вручную, так как нет пресса, поэтому немножко они такие помятые. На мой вопрос, почему такие крыши у троллейбусов, мне объяснили, что, ты понимаешь, в Корее нет пресса, поэтому все делается вручную, так как основой идеологии чучхе является опора на собственные силы.
Это выставка цветов, здесь цветы двух видов. Это цветы кимирсенхва и кимченирхва, маленькие цветы — это кимирсенхва, а большие цветы — это кимченирхва. История цветов очень интересная, потому что цветы вывели два сторонника чучхе в Индонезии и Японии. Кимирсенхва вывел революционер, живший в Индонезии во времена Сухарто, он вывел этот цветок и подарил товарищу Ким Ир Сену. Но после того как к власти пришел Сухарто, цветок исчез и только вот недавно был найден снова и возвращен как бы в Северную Корею. И сейчас он является символом чучхе и символом товарища Ким Ир Сена. Кимченирхва вывел чучхеист из Японии, японец, который подарил этот цветок товарищу Ким Чен Иру.
Это — молодой корейский мальчик в одежде национальной, вот там есть дата — 2012 год. 2012 год — это дата, когда Северная Корея должна превратиться в могучее социалистическое государство с ядерным оружием и космическим флотом. Мы проводим Евро-2012, а там строят могучее Корейское государство.
В целом ни голода, ни каких-то проблем с учебниками, с техникой я не видел. В каждой школе есть компьютерный класс, в принципе, не имеет значения, в прошлом году я был в сельских школах, в городских школах, мы могли выбрать из списка любую школу, могли ткнуть пальцем номер школы, и нас туда могли отвезти. По сути, компьютеризированы все школы.
Это — праздник весны, день рождения товарища Ким Ир Сена, танцы. Представьте себе, что весь город выходит на площади и танцует. Потом идет сигнал, все строятся в шеренги, и уходят в неизвестном направлении. Все очень четко, все очень отработано. Вот тут на фото даже я принимаю участие в этих танцах.
Юрий Романенко. И такие же четко отработанные движения в танцах. (смех в зале)
Виталий Кулик. Кстати, танцуют очень красиво и красивая музыка. В школах есть не Интернет, а Интранет, это внутренняя сеть, которая объединяет разные вузы и компьютерные учреждения, но эта внутренняя сеть в основном рассчитана на вузы.
Там есть обмены диссертациями, рефератами, курсовыми между студентами разных вузов. Есть даже аськи в рамках этого Интранент, но выхода в Интернет не существует. Она есть только у руководства партии, а также в МИДе и можно из отеля отправить e-mail, но вы не заходите на бесплатный ящик свой, вы отправляете с ящика отеля. Это стоит два евро, вы можете отправить и получить, но на этот же самый адрес, с которого отправляете.
Юрий Романенко. Два евро за одно письмо?
Виталий Кулик. Да, два евро за одно письмо. Выхода в сеть в отеле тоже нет.
Вот это один из компьютерных классов, где происходит интернет-конференции между вузами, а это Политехнический институт Ким Чака — правой руки Ким Ир Сена, сканер, на который кладешь слайд, его показывает на экране, тут же это же изображение получает вуз, скажем, в Нампо, идет обмен дискуссией и прочее.
Мы попали на одно такое собрание случайно, нас быстренько отправили. Это — репетиция ариана. Есть акробатические мероприятия, которые проводятся к годовщинам, к круглым датам в истории Кореи, в истории создания партии, дня рождения Ким Ир Сена и другие праздники, когда люди своими телами выкладывают буквы, целые предложения, картинки и прочее. Очень красиво все выглядит.
Вот так выглядят обычные пхеньянские школьницы.
Есть разница в одежде, видна разница по уровню доходов между сельским или городским населением и в других городах Кореи и в Пхеньяне. Видно, что уровень достатка в Пхеньяне более высокий. Но в принципе, можно сказать, что есть некая средняя планка, которая определяет общий уровень достатка корейцев.
Владимир Лупаций. Магазины есть?
Виталий Кулик. Магазины есть, они функционируют, есть рынки. На рынках можно купить продукты.
Вот одна из специфик застройки городов — фасады застраиваются большими многоэтажными домами, а за ними на горах спрятаны хибарки такие. Там очень чисто, хорошо, все заложено и прочее, но вот фасад один, а за фасадом еще вот такие хибарки сохраняются.
Это вид Пхеньяна сверху из отеля «Корё», вы видите, что большинство домов многоэтажки. Корейцы не привыкли жить в многоэтажных домах, поэтому, как нам объясняли, живут еще в хибарках. Хотя в действительности просто невозможно застроить Пхеньян, он такой гористый.
В Пхеньяне нет светофоров, есть вот такие барышни, которые показывают, как правильно ездить. Причем, они очень красивые, это специальный подбор в политике.
Владимир Стус. Автомобилей частных у них нет?
Виталий Кулик. Автомобили есть даже частные. Особенно частные автомобили распространены среди чхёнрён (корейцы, граждане КНДР, живущие в Японии), вот, например, машина, на которой нас возили.
Это такой старый Мерседес для иностранных гостей. Машины есть в частной собственности, машины в основном государственные, но есть и частные. Частные автомобили у чхёнрён, это корейцы, которые живут постоянно в Японии. Двести тысяч корейцев проживают в Японии и имеют вид на жительство. Японцы называют их организованной этнической преступной группировкой, потому что они занимаются «контрабандой, и незаконным бизнесом». В основном чхёнрён пропхеньянская община, поэтому имеют проблемные отношения с официальным Токио.
Но дело в том, что чхёнрён — это один из видов прибыли для самой Северной Кореи, поскольку значительные средства иногда кормят Корею. Это очень богатые люди, один из чхёнрёновцев, например, построил целую улицу в Пхеньяне. Средний доход чхёнрёновца в Японии составляет приблизительно около десяти тысяч евро в месяц. Бизнес очень развит, и значительная часть этих средств оседает потом в Северной Корее, почему и является источником пополнения бюджета. Потому им разрешают иметь частные машины, есть даже целый квартал под названием «Хитачи», где проживают чхёнрён. Для меня было открытием, к сожалению, здесь нет такой фотографии, когда идешь по Пхеньяну, попадает на спортивную площадку, где играют в бейсбол, при полной экипировке, с битами, соответственно настоящий бейсбол в Пхеньяне. Это как бы очень распространенная там игра.
Это — свадьба корейская.
Это — буддистский монастырь небольшой, ступы, несколько ступ на горе Аренгак.
Теперь вообще об отношении к религии. Религия огосударствлена, существует православный комитет Кореи, существуют буддийские комитеты, и существуют чхёнгодэ. Чхёнгодэ — это синтетическая религия корейцев, придуманная в девятнадцатом веке, как протест против засилья лютеран и протестантов. Буддисты, вот мы общаемся с одним из монахов, их около двадцати двух тысяч, то есть прихожан и около двух тысяч монахов по всей Северной Корее.
Существует также православная церковь единственная, в которой правит два корейских священника, то есть, этнических корейца. Они были по разнарядке партии направлены. Вот возле священника стоит представитель, это прихожанин православной церкви, в основном это русские, проживающие в Северной Корее.
Вот мы видим на фотографии двух этих корейских священников. Иногда можно видеть священника в рясе со значком с изображением Ким Ир Сена. Приказом партии они были направлены для обучения в одной из семинарий под Москвой, и соответственно проводят религиозный культ в Северной Корее для нужд русских и небольшой группы северных корейцев, принявших православие. Как мне сказал священник местный, их всего двенадцать человек, таких корейцев. В основном все православные — это русские.
Это — монумент идее чучхе, один из самых больших монументов в Азии.
Это — площадь, на которой происходят все парады военные.
Это — вид с Дворца образования. На одном из зданий есть два портрета, Маркса и Ленина.
Но если внимательно присмотреться к портрету Маркса, мы увидим, что у него раскосые глаза. Таким образом приходилось руководству партии приобщать к идеям Маркса.
Это — известные картины, изображающие, как жена Ким Бон Сук защищает товарища Ким Ир Сена от японских захватчиков. Был реально такой эпизод, когда она защитила Ким Ир Сена от какого-то снайпера.
Это плакат во время войны освободительной против американских захватчиков. Если внимательно посмотреть на эти плакаты, они очень напоминают наши военные плакаты сороковых годов. И там даже родина-мать зовет, к сожалению, не такой фотографии, где корейская женщина в позе известного нам плаката.
Многие плакаты были заимствованы, потому что пропагандисты, и обучение корейцев происходило в советских училищах военных, а также военные инструктора были до пятидесятого года одними из главных, кто представлял иностранцев на территории Кореи. Советские и китайские. Но в 1956-1959 годах произошел перелом, когда была ликвидирована фракция низкопоклонцев, которая ориентировалась на Советский Союз, и большинство офицеров и часть партийной элиты, ориентированной на Советский Союз, были или уничтожены, или выехали, потому что партийную номенклатуру начала пятидесятых годов составляли три группировки. Одна группировка представляла собой советских корейцев, вернувшихся в Корею для подготовки корейцев к независимости. Вторая группа — это были прокитайские люди, жившие в Китае. Третья группа представляла южнокорейскую Компартию, наиболее сильную Компартию в то время на территории Кореи. А сам Ким Ир Сен привез с собой партизан, то есть, костяк его элиты, которая потом пришла к власти, это были партизаны, которые вместе с ним воевали в Манчжурии.
Это — сельская местность, вот такие домики, которые вперемешку идут с хибарками. Классических сел, которые были в Корее в девятнадцатом — начале двадцатого века, больше не существует, есть такие дома, вот такие поселки.
Это — рисовые поля, возделываются в основном при помощи коров и лошадей. Техники очень мало, тракторов мы почти не видели. Но Северная Корея в отличие от Южной является гористой местностью, и приходится работать вручную.
Вся территория Кореи, даже возле дорог небольшие участки суши, они все возделываются, и нет ни одного участка, на котором что-либо не растет.
Это — парк отдыха на Рёнгаке, очень удобное место, очень популярное для проведения пикников и шашлыков.
Владимир Лупаций. А какой там алкоголь?
Виталий Кулик. Алкоголь — пиво, которое делается на основе технологии «Балтика», российского завода, очень вкусное пиво. Водка трех видов. Водка тростниковая, или бамбуковая, водка, на основе женьшеня, и водка со змеей. Сами корейцы водку со змеей не пьют, но продают ее для туристов. В основном популярна из женьшеня, и бамбуковая водка.
Это — кладбище революционеров. Это я кладу цветы к могиле матери товарища Ким Чен Ира - это обязательный ритуал для всех гостей, для всех туристов, которые приезжают в Корею.
Здесь же музей революции, постамент товарищу Ким Ир Сену. В музее революции собраны все элементы, все вещи, которые когда-либо держали в руках товарищ Ким Ир Сен и товарищ Ким Чен Ир, от пистолетов, подаренных отцом товарищу Ким Ир Сену, до ручки и карандаша, которыми писал товарищ Ким Чен Ир в школе.
Это — площадь и монумент товарищу Ким Ир Сену, очень красивое место, очень красиво сделано и монументально.
Это — музей подарков товарищу Ким Ир Сену, в нем находится около пятидесяти тысяч подарков, врученных товарищу Ким Ир Сену при жизни и после жизни. До сих пор вручают подарки товарищу Ким Ир Сену.
Это — вид сверху в горах Мехьян, очень красивая сказочная местность, такая фентезийная, я бы сказал.
В Мехьяне проживают в основном представители ООН, которые задейстованны в программе ООН по поставке продовольствия для Северной Кореи, и иностранные туристы. Иностранных туристов там очень много, кстати. В основном, это европейцы и китайцы. Китайцы приезжают туда, чтобы посмотреть, кем бы они могли бы быть, если бы хунвейбины победили.
Кстати, забыл рассказать о музее подарков Ким Чен Иру уже, два музея: товарищу Ким Ир Сену и товарищу Ким Чен Иру. В нем также около ста тысяч подарков, потому что до сих пор дарят. Мы тоже, например, подарили очень хорошие вещи товарищу Ким Чен Иру, все они выкладывают там, там можно увидеть от первых «Панасоников» и оборудования «Хитачи», до современной техники, мобильных телефонов и так далее. Кстати, мобильные телефоны запрещены в Северной Корее для иностранцев, но разрешены для руководящего состава Трудовой партии Кореи и военных.
Это монументальное сооружение — это шлюз, который разделяет Южнокорейское море, его еще называют Южнокитайским, шлюз отделяет Тедонган — реку, главную реку Северной Кореи и море, который позволяет проходить судам.
Шлюз был построен в восьмидесятых годах за восьмидесяти миллиардов долларов. Но сейчас наводнения стали редкостью в Северной Корее, в основном только из-за ливней, которые часто бывают на этой территории.
Вот одежда молодого корейца. История этой одежды очень интересная. В свое время товарищ Ким Ир Сен пошил для маленького товарища Ким Чен Ира форму генерала. После этого многие корейцы шьют своим детям формы генеральские с генералиссимусскими погонами и знаками отличиями. Это является такой традицией.
Вобще, корейцы очень трепетно относятся к истории, но в основном все объекты исторические у них новоделы, потому что в пятидесятых годах американцы уничтожили все, что было на территории Северной Кореи. Остались только небольшие здания. В самом Пхеньяне только два здания осталось целыми, все остальные здания были уничтожены. Из сорока тысяч корейцев, проживающих в Пхеньяне, в 1952 году на них было сброшено сорок три тысячи бомб, то есть, чуть больше одной бомбы на каждого корейца, проживающего в Пхеньяне. Города не существовало.
Это — обезьяна, которая под влиянием идеи чучхе показывает разные фокусы в зоопарке Пхеньяна.
Юрий Гаврилечко. А как ее идеи транслируются?
Виталий Кулик. Идут только лозунги, а она показывает разные фокусы. Все это на фоне музыки и лозунгов или цитат из великих руководителей. Никакой дрессуры, как нам объяснил сотрудник зоопарка, только под влиянием идеи.
Одно из идеологических направлений в Северной Корее, это идея объединения родины, есть программа, написанная товарищем Ким Ир Сеном из двенадцати пунктов по объединению родины. Он предлагал создать конфедеративное государство, в которое должны были входить Северная Корея и Южная Корея на правах одна страна — две системы. То есть, по принципу, предложенному Тайваню Компартией Китая. Однако эта идея была отброшена, и сейчас корейцы настаивают на том, чтобы она была реализована, именно северные корейцы. Но в Южной Корее существует мощное движение чучхеистов, особенно среди студенческой молодежи, большинство фермерских и рабочих профсоюзов находятся под влиянием Пхеньяна, и, я бы даже сказал, так, что количество перебежчиков в восьмидесятых годах четыре тысячи ушло в Южную Корею, и четыре тысячи перешли с Южной в Северную.
Сейчас ситуация изменилась, сейчас есть трудовая миграция из Северной Кореи в Китай, но очень мало людей едут из Северной Кореи в Южную Корею, потому что социализация Южной Кореи практически невозможна. Существует две страны.
Это — стол, за которым было подписано соглашение о перемирии.
Вот это именно, где они стоят, начинается дорожка, вот эта гравием посыпана, и там уже Южная Корея. Ни одного южнокорейского солдата, ни одного южнокорейского пограничника. Есть дни разграничения. Нас приводили в один день для просмотра, на следующий день уже не было туристов Северной Кореи, были туристы Южной Кореи, и не было ни одного пограничника с северокорейского.
Это могила Тангуна — основателя корейской нации, святого, который почитается в Корее и Южной, и Северной. Но история этого захоронения очень интересная, потому что товарищ Ким Ир Сен проходил по местности и сказал, что здесь должна быть могила Тангуна, археологи начали копать, и действительно нашли могилу Тангуна, с гробом, саркофагом и всем прочим.
Владимир Лупаций. А в Южной Корее свой Тангун?
Виталий Кулик. Нет, могила находится, действительно, по историческим хроникам она находится именно на территории Северной Кореи, но ее поддерживают в районе Пхеньяна. Но вот до последнего времени этот один из поселков Северной Кореи, они все типовые, отличаются только по заселению, потому что склоны. Дело в том, что земля очень дорогая в плане застройки, поэтому они используют максимально суженные поселения. И они мелко разбросаны и стараются построить многоэтажки, а не одноэтажные дома.
Это — вход в метро и символ метро. Ни одной из надписей нет на иностранном языке, все на корейском. Все улицы, названия, метро — все надписи на корейском языке. Это — вагон метро, и обязательно два портрета двух руководителей в каждом вагоне метро.
Ктати, схема расположения метро, количество станций, две линии, в принципе станции метро, нас возили только на две станции, но я знаю людей, которые были и на других станциях, и они ничем от этих не отличаются.
Это типовые станции, монументальные, похожие на московское или киевское метро шестидесятых-семидесятых годов постройки. Мозаика обязательно.
Она есть везде, на всех зданиях, во всех музеях, в основном идеологического содержания. К сожалению, в отличие от начала девяностых годов, сейчас исчезла из продажи символика, идеологические плакаты и политические сувениры.
Вот это — один из холлов метро, очень красиво, монументально. Сейчас ставка делается на популяризацию Кореи не идеологизированная, на мой взгляд, корейцы от этого только теряют.
Это — одно из обязательных посещений школ с выступлением местного школьного ансамблин. Каждую группу возят для просмотра этих выступлений, это обязательное мероприятие, школьники с удовольствием выступают перед гостями, показывают разные номера и выступления. В основном это политические песни, песня о полководце Ким Ир Сене, обязательная к исполнению. Ее также перевели на русский и требуют от туристов учить ее на память, чтобы во время пикника исполнять ее вместе с корейскими товарищами. Все.
Теперь вернемся к самому докладу. Есть два определения, два названия Кореи, именно названия. Потому то, Корея — это название для иностранцев. Сами северные корейцы называют себя — Чосон. Это самоназвание первого Корейского государства, возникшего на Севере Кореи. Южнокорейцы называют себя — хангук. Поэтому, по-корейски пишется Республика Хангук. То есть, по названию корейцев, проживавших в Корее на территории Южной Кореи. А Корё, или Корея — название государства, а не народа. Поэтому, когда спрашиваешь или этот товар корейского производства: это чосон? Тебе говорят: да, это чосон, или нет, это хань, а хане — это китайцы. Кстати, когда мы говорим о чосон, это имеет точный перевод, переводится, как «страна утренней свежести». Так как название первого государства Чосон, когда оно развивалось так, китайцы дали письменность, хотя корейцы утверждают, что была всегда иероглифическая письменность в Корее, но многие китайские иероглифы используются в корейской иероглифической письменности. Сейчас письменность в Корее является буквенной. То есть то, что вы видите в корейских надписях, — это буквы, это не иероглифы. У них сорок две буквы. Но сохранилось и иероглифическое письмо, которое было популярно в девятнадцатом — начале двадцатого века. Чосон означает, чо — это утро, а сон — это свежесть, отсюда происхождение чосон.
Можно, кстати, перевести и Москва на корейский язык, или на китайский язык, используя именно иероглифы. Расшифровывается это как «спокойное разрезание злаков». Если взять иероглиф, который означает слово Москвы, это получится спокойное разрезание злаков. Поэтому корейцы используют многие название и сами названия как ребусы. Отсюда появился и очень развился в Северной Корее новояз, который не имеет ничего общего с традиционной корейской литературой или корейским языком. Очень много новоязных слов.
В принципе история Кореи очень символична и очень интересная. Было два этапа развития Кореи, которые как бы проявляются в наибольшем раскрытии, расцвете Кореи. Это первое государство — Корё и Когурё. Когурё возникло после Чосон, когда Ван Гон создал это государство, как правитель, как объединение всех корейских территорий под своим руководством. Он впервые в государстве Корё объединил всю Корею: Южную и Северную. Это государство просуществовало недолго, всего пять веков. После этого произошла феодальная раздробленность, в Корее существовал рабовладельческий строй при Корю. После этого в пятом-седьмом веках возникло государство Когурю, которое также собрало всю Корею в единое государство со столицей Когурю Пхеньяном. Отсюда политические амбиции Пхеньяна о том, что объединенная Корея должна быть объединена именно под руководством Пхеньяна, и столица должна быть в Пхеньяне.
Если конкретизировать строй, который сейчас есть в Северной Корее, то нужно сказать о том, чем была Северная Корея с шестидесятых по девяностые годы. Во-первых, существовала карточная система. Во-вторых, существовал четкий контроль идеологический и политический над населением, полная информационная изоляция, все фракции, которые существовали в Трудовой партии Кореи, были ликвидированы или локализированы, но в то же время в Северной Корее сохранялась многопартийность. В Корее существует три партии: Трудовая партия Кореи, Партия молодых друзей Чхёндоге, это религиозная партия, и Социал-демократическая партия. До восьмидесятых годов она носила название Демократической партии.
Виталий Кулик. Добрый день, мы начинаем нашу экспертную встречу. Дело в том, что недавно мне повезло, я был в Северной Корее и на Дальнем Востоке РФ. Отсюда название такое встречи - «Удержит ли Россия Дальний Восток». Увиденное свидетельствует о важных новых тенденциях в развитии регионов России, что будет влиять на расстановку глобальной безопасности, а также региональной безопасности. Начнем мы именно с Северной Кореи, я представлю вам небольшую презентацию нашего видения, что происходит в Северной Кореи и о перспективах урегулирования конфликта, а также развитии ситуации в дальнейшем.
Есть определенный набор мифов о Северной Корее, которые продуцируются международными СМИ, о том, что это закрытая страна, что там существует сталинизм, что там полный контроль властей над жизнью общества, что там не существует никаких форм самовыражения и самореализации.
Начнем сначала с фотографий, а я по ходу буду объяснять что и как.
На изображении выше, интересный момент, потому что он символизирует единство трех сословий Кореи: рабочего, крестьянина, а посредине — это кисточка — символ интеллигенции.
В целом о Северной Корее. Дело в том, что-то, что из себя сейчас представляет Северная Корея, это немного напоминает дух и стиль времен Советского Союза. Даже, скорее, время сороковых-пятидесятых с определенной модификацией.
Это тридцать восьмая параллель — это именно то самое здание, которое отделяет Северную от Южной Кореи. Вот эти бараки, это места проведения конференций и встреч представителей Южной и Северной Кореи, тридцать восьмая параллель.
Ну, давайте, наверное, сначала картинки посмотрим, а потом я буду рассказывать уже по ходу.
Это пионерский отряд, то есть, там есть пионеры, комсомольцы, а сейчас существует Союз молодежи Ким Ир Сена, и пионерская организация. Все, как в нашем старом времени, единственное отличие это то, что люди, прошедшие школу пионерской и комсомольской организации, быстрее продвигаются по карьерной лестнице, их быстрее назначают на должности, и функционеры являются одними из движущих элементов общества Северной Кореи.
Это арка, посвященная революционной борьбе, которая началась в 1925 году, сначала революционной деятельности товарища Ким Ир Сена, и по 1945 год — год освобождения Кореи.
Это вход в метро. Метро развитое, это, конечно, не киевский масштаб, но самое дешевое в мире - пять вон. Если учитывать рыночный курс вона и 2600 вон за один доллар, то я даже не берусь сказать, какая это сотая или тысячная цента. Бесплатно фактически.
Это очереди на транспорт. Маршруток там нет, троллейбусы делаются вручную, так как нет пресса, поэтому немножко они такие помятые. На мой вопрос, почему такие крыши у троллейбусов, мне объяснили, что, ты понимаешь, в Корее нет пресса, поэтому все делается вручную, так как основой идеологии чучхе является опора на собственные силы.
Это выставка цветов, здесь цветы двух видов. Это цветы кимирсенхва и кимченирхва, маленькие цветы — это кимирсенхва, а большие цветы — это кимченирхва. История цветов очень интересная, потому что цветы вывели два сторонника чучхе в Индонезии и Японии. Кимирсенхва вывел революционер, живший в Индонезии во времена Сухарто, он вывел этот цветок и подарил товарищу Ким Ир Сену. Но после того как к власти пришел Сухарто, цветок исчез и только вот недавно был найден снова и возвращен как бы в Северную Корею. И сейчас он является символом чучхе и символом товарища Ким Ир Сена. Кимченирхва вывел чучхеист из Японии, японец, который подарил этот цветок товарищу Ким Чен Иру.
Это — молодой корейский мальчик в одежде национальной, вот там есть дата — 2012 год. 2012 год — это дата, когда Северная Корея должна превратиться в могучее социалистическое государство с ядерным оружием и космическим флотом. Мы проводим Евро-2012, а там строят могучее Корейское государство.
В целом ни голода, ни каких-то проблем с учебниками, с техникой я не видел. В каждой школе есть компьютерный класс, в принципе, не имеет значения, в прошлом году я был в сельских школах, в городских школах, мы могли выбрать из списка любую школу, могли ткнуть пальцем номер школы, и нас туда могли отвезти. По сути, компьютеризированы все школы.
Это — праздник весны, день рождения товарища Ким Ир Сена, танцы. Представьте себе, что весь город выходит на площади и танцует. Потом идет сигнал, все строятся в шеренги, и уходят в неизвестном направлении. Все очень четко, все очень отработано. Вот тут на фото даже я принимаю участие в этих танцах.
Юрий Романенко. И такие же четко отработанные движения в танцах. (смех в зале)
Виталий Кулик. Кстати, танцуют очень красиво и красивая музыка. В школах есть не Интернет, а Интранет, это внутренняя сеть, которая объединяет разные вузы и компьютерные учреждения, но эта внутренняя сеть в основном рассчитана на вузы.
Там есть обмены диссертациями, рефератами, курсовыми между студентами разных вузов. Есть даже аськи в рамках этого Интранент, но выхода в Интернет не существует. Она есть только у руководства партии, а также в МИДе и можно из отеля отправить e-mail, но вы не заходите на бесплатный ящик свой, вы отправляете с ящика отеля. Это стоит два евро, вы можете отправить и получить, но на этот же самый адрес, с которого отправляете.
Юрий Романенко. Два евро за одно письмо?
Виталий Кулик. Да, два евро за одно письмо. Выхода в сеть в отеле тоже нет.
Вот это один из компьютерных классов, где происходит интернет-конференции между вузами, а это Политехнический институт Ким Чака — правой руки Ким Ир Сена, сканер, на который кладешь слайд, его показывает на экране, тут же это же изображение получает вуз, скажем, в Нампо, идет обмен дискуссией и прочее.
Мы попали на одно такое собрание случайно, нас быстренько отправили. Это — репетиция ариана. Есть акробатические мероприятия, которые проводятся к годовщинам, к круглым датам в истории Кореи, в истории создания партии, дня рождения Ким Ир Сена и другие праздники, когда люди своими телами выкладывают буквы, целые предложения, картинки и прочее. Очень красиво все выглядит.
Вот так выглядят обычные пхеньянские школьницы.
Есть разница в одежде, видна разница по уровню доходов между сельским или городским населением и в других городах Кореи и в Пхеньяне. Видно, что уровень достатка в Пхеньяне более высокий. Но в принципе, можно сказать, что есть некая средняя планка, которая определяет общий уровень достатка корейцев.
Владимир Лупаций. Магазины есть?
Виталий Кулик. Магазины есть, они функционируют, есть рынки. На рынках можно купить продукты.
Вот одна из специфик застройки городов — фасады застраиваются большими многоэтажными домами, а за ними на горах спрятаны хибарки такие. Там очень чисто, хорошо, все заложено и прочее, но вот фасад один, а за фасадом еще вот такие хибарки сохраняются.
Это вид Пхеньяна сверху из отеля «Корё», вы видите, что большинство домов многоэтажки. Корейцы не привыкли жить в многоэтажных домах, поэтому, как нам объясняли, живут еще в хибарках. Хотя в действительности просто невозможно застроить Пхеньян, он такой гористый.
В Пхеньяне нет светофоров, есть вот такие барышни, которые показывают, как правильно ездить. Причем, они очень красивые, это специальный подбор в политике.
Владимир Стус. Автомобилей частных у них нет?
Виталий Кулик. Автомобили есть даже частные. Особенно частные автомобили распространены среди чхёнрён (корейцы, граждане КНДР, живущие в Японии), вот, например, машина, на которой нас возили.
Это такой старый Мерседес для иностранных гостей. Машины есть в частной собственности, машины в основном государственные, но есть и частные. Частные автомобили у чхёнрён, это корейцы, которые живут постоянно в Японии. Двести тысяч корейцев проживают в Японии и имеют вид на жительство. Японцы называют их организованной этнической преступной группировкой, потому что они занимаются «контрабандой, и незаконным бизнесом». В основном чхёнрён пропхеньянская община, поэтому имеют проблемные отношения с официальным Токио.
Но дело в том, что чхёнрён — это один из видов прибыли для самой Северной Кореи, поскольку значительные средства иногда кормят Корею. Это очень богатые люди, один из чхёнрёновцев, например, построил целую улицу в Пхеньяне. Средний доход чхёнрёновца в Японии составляет приблизительно около десяти тысяч евро в месяц. Бизнес очень развит, и значительная часть этих средств оседает потом в Северной Корее, почему и является источником пополнения бюджета. Потому им разрешают иметь частные машины, есть даже целый квартал под названием «Хитачи», где проживают чхёнрён. Для меня было открытием, к сожалению, здесь нет такой фотографии, когда идешь по Пхеньяну, попадает на спортивную площадку, где играют в бейсбол, при полной экипировке, с битами, соответственно настоящий бейсбол в Пхеньяне. Это как бы очень распространенная там игра.
Это — свадьба корейская.
Это — буддистский монастырь небольшой, ступы, несколько ступ на горе Аренгак.
Теперь вообще об отношении к религии. Религия огосударствлена, существует православный комитет Кореи, существуют буддийские комитеты, и существуют чхёнгодэ. Чхёнгодэ — это синтетическая религия корейцев, придуманная в девятнадцатом веке, как протест против засилья лютеран и протестантов. Буддисты, вот мы общаемся с одним из монахов, их около двадцати двух тысяч, то есть прихожан и около двух тысяч монахов по всей Северной Корее.
Существует также православная церковь единственная, в которой правит два корейских священника, то есть, этнических корейца. Они были по разнарядке партии направлены. Вот возле священника стоит представитель, это прихожанин православной церкви, в основном это русские, проживающие в Северной Корее.
Вот мы видим на фотографии двух этих корейских священников. Иногда можно видеть священника в рясе со значком с изображением Ким Ир Сена. Приказом партии они были направлены для обучения в одной из семинарий под Москвой, и соответственно проводят религиозный культ в Северной Корее для нужд русских и небольшой группы северных корейцев, принявших православие. Как мне сказал священник местный, их всего двенадцать человек, таких корейцев. В основном все православные — это русские.
Это — монумент идее чучхе, один из самых больших монументов в Азии.
Это — площадь, на которой происходят все парады военные.
Это — вид с Дворца образования. На одном из зданий есть два портрета, Маркса и Ленина.
Но если внимательно присмотреться к портрету Маркса, мы увидим, что у него раскосые глаза. Таким образом приходилось руководству партии приобщать к идеям Маркса.
Это — известные картины, изображающие, как жена Ким Бон Сук защищает товарища Ким Ир Сена от японских захватчиков. Был реально такой эпизод, когда она защитила Ким Ир Сена от какого-то снайпера.
Это плакат во время войны освободительной против американских захватчиков. Если внимательно посмотреть на эти плакаты, они очень напоминают наши военные плакаты сороковых годов. И там даже родина-мать зовет, к сожалению, не такой фотографии, где корейская женщина в позе известного нам плаката.
Многие плакаты были заимствованы, потому что пропагандисты, и обучение корейцев происходило в советских училищах военных, а также военные инструктора были до пятидесятого года одними из главных, кто представлял иностранцев на территории Кореи. Советские и китайские. Но в 1956-1959 годах произошел перелом, когда была ликвидирована фракция низкопоклонцев, которая ориентировалась на Советский Союз, и большинство офицеров и часть партийной элиты, ориентированной на Советский Союз, были или уничтожены, или выехали, потому что партийную номенклатуру начала пятидесятых годов составляли три группировки. Одна группировка представляла собой советских корейцев, вернувшихся в Корею для подготовки корейцев к независимости. Вторая группа — это были прокитайские люди, жившие в Китае. Третья группа представляла южнокорейскую Компартию, наиболее сильную Компартию в то время на территории Кореи. А сам Ким Ир Сен привез с собой партизан, то есть, костяк его элиты, которая потом пришла к власти, это были партизаны, которые вместе с ним воевали в Манчжурии.
Это — сельская местность, вот такие домики, которые вперемешку идут с хибарками. Классических сел, которые были в Корее в девятнадцатом — начале двадцатого века, больше не существует, есть такие дома, вот такие поселки.
Это — рисовые поля, возделываются в основном при помощи коров и лошадей. Техники очень мало, тракторов мы почти не видели. Но Северная Корея в отличие от Южной является гористой местностью, и приходится работать вручную.
Вся территория Кореи, даже возле дорог небольшие участки суши, они все возделываются, и нет ни одного участка, на котором что-либо не растет.
Это — парк отдыха на Рёнгаке, очень удобное место, очень популярное для проведения пикников и шашлыков.
Владимир Лупаций. А какой там алкоголь?
Виталий Кулик. Алкоголь — пиво, которое делается на основе технологии «Балтика», российского завода, очень вкусное пиво. Водка трех видов. Водка тростниковая, или бамбуковая, водка, на основе женьшеня, и водка со змеей. Сами корейцы водку со змеей не пьют, но продают ее для туристов. В основном популярна из женьшеня, и бамбуковая водка.
Это — кладбище революционеров. Это я кладу цветы к могиле матери товарища Ким Чен Ира - это обязательный ритуал для всех гостей, для всех туристов, которые приезжают в Корею.
Здесь же музей революции, постамент товарищу Ким Ир Сену. В музее революции собраны все элементы, все вещи, которые когда-либо держали в руках товарищ Ким Ир Сен и товарищ Ким Чен Ир, от пистолетов, подаренных отцом товарищу Ким Ир Сену, до ручки и карандаша, которыми писал товарищ Ким Чен Ир в школе.
Это — площадь и монумент товарищу Ким Ир Сену, очень красивое место, очень красиво сделано и монументально.
Это — музей подарков товарищу Ким Ир Сену, в нем находится около пятидесяти тысяч подарков, врученных товарищу Ким Ир Сену при жизни и после жизни. До сих пор вручают подарки товарищу Ким Ир Сену.
Это — вид сверху в горах Мехьян, очень красивая сказочная местность, такая фентезийная, я бы сказал.
В Мехьяне проживают в основном представители ООН, которые задейстованны в программе ООН по поставке продовольствия для Северной Кореи, и иностранные туристы. Иностранных туристов там очень много, кстати. В основном, это европейцы и китайцы. Китайцы приезжают туда, чтобы посмотреть, кем бы они могли бы быть, если бы хунвейбины победили.
Кстати, забыл рассказать о музее подарков Ким Чен Иру уже, два музея: товарищу Ким Ир Сену и товарищу Ким Чен Иру. В нем также около ста тысяч подарков, потому что до сих пор дарят. Мы тоже, например, подарили очень хорошие вещи товарищу Ким Чен Иру, все они выкладывают там, там можно увидеть от первых «Панасоников» и оборудования «Хитачи», до современной техники, мобильных телефонов и так далее. Кстати, мобильные телефоны запрещены в Северной Корее для иностранцев, но разрешены для руководящего состава Трудовой партии Кореи и военных.
Это монументальное сооружение — это шлюз, который разделяет Южнокорейское море, его еще называют Южнокитайским, шлюз отделяет Тедонган — реку, главную реку Северной Кореи и море, который позволяет проходить судам.
Шлюз был построен в восьмидесятых годах за восьмидесяти миллиардов долларов. Но сейчас наводнения стали редкостью в Северной Корее, в основном только из-за ливней, которые часто бывают на этой территории.
Вот одежда молодого корейца. История этой одежды очень интересная. В свое время товарищ Ким Ир Сен пошил для маленького товарища Ким Чен Ира форму генерала. После этого многие корейцы шьют своим детям формы генеральские с генералиссимусскими погонами и знаками отличиями. Это является такой традицией.
Вобще, корейцы очень трепетно относятся к истории, но в основном все объекты исторические у них новоделы, потому что в пятидесятых годах американцы уничтожили все, что было на территории Северной Кореи. Остались только небольшие здания. В самом Пхеньяне только два здания осталось целыми, все остальные здания были уничтожены. Из сорока тысяч корейцев, проживающих в Пхеньяне, в 1952 году на них было сброшено сорок три тысячи бомб, то есть, чуть больше одной бомбы на каждого корейца, проживающего в Пхеньяне. Города не существовало.
Это — обезьяна, которая под влиянием идеи чучхе показывает разные фокусы в зоопарке Пхеньяна.
Юрий Гаврилечко. А как ее идеи транслируются?
Виталий Кулик. Идут только лозунги, а она показывает разные фокусы. Все это на фоне музыки и лозунгов или цитат из великих руководителей. Никакой дрессуры, как нам объяснил сотрудник зоопарка, только под влиянием идеи.
Одно из идеологических направлений в Северной Корее, это идея объединения родины, есть программа, написанная товарищем Ким Ир Сеном из двенадцати пунктов по объединению родины. Он предлагал создать конфедеративное государство, в которое должны были входить Северная Корея и Южная Корея на правах одна страна — две системы. То есть, по принципу, предложенному Тайваню Компартией Китая. Однако эта идея была отброшена, и сейчас корейцы настаивают на том, чтобы она была реализована, именно северные корейцы. Но в Южной Корее существует мощное движение чучхеистов, особенно среди студенческой молодежи, большинство фермерских и рабочих профсоюзов находятся под влиянием Пхеньяна, и, я бы даже сказал, так, что количество перебежчиков в восьмидесятых годах четыре тысячи ушло в Южную Корею, и четыре тысячи перешли с Южной в Северную.
Сейчас ситуация изменилась, сейчас есть трудовая миграция из Северной Кореи в Китай, но очень мало людей едут из Северной Кореи в Южную Корею, потому что социализация Южной Кореи практически невозможна. Существует две страны.
Это — стол, за которым было подписано соглашение о перемирии.
Вот это именно, где они стоят, начинается дорожка, вот эта гравием посыпана, и там уже Южная Корея. Ни одного южнокорейского солдата, ни одного южнокорейского пограничника. Есть дни разграничения. Нас приводили в один день для просмотра, на следующий день уже не было туристов Северной Кореи, были туристы Южной Кореи, и не было ни одного пограничника с северокорейского.
Это могила Тангуна — основателя корейской нации, святого, который почитается в Корее и Южной, и Северной. Но история этого захоронения очень интересная, потому что товарищ Ким Ир Сен проходил по местности и сказал, что здесь должна быть могила Тангуна, археологи начали копать, и действительно нашли могилу Тангуна, с гробом, саркофагом и всем прочим.
Владимир Лупаций. А в Южной Корее свой Тангун?
Виталий Кулик. Нет, могила находится, действительно, по историческим хроникам она находится именно на территории Северной Кореи, но ее поддерживают в районе Пхеньяна. Но вот до последнего времени этот один из поселков Северной Кореи, они все типовые, отличаются только по заселению, потому что склоны. Дело в том, что земля очень дорогая в плане застройки, поэтому они используют максимально суженные поселения. И они мелко разбросаны и стараются построить многоэтажки, а не одноэтажные дома.
Это — вход в метро и символ метро. Ни одной из надписей нет на иностранном языке, все на корейском. Все улицы, названия, метро — все надписи на корейском языке. Это — вагон метро, и обязательно два портрета двух руководителей в каждом вагоне метро.
Ктати, схема расположения метро, количество станций, две линии, в принципе станции метро, нас возили только на две станции, но я знаю людей, которые были и на других станциях, и они ничем от этих не отличаются.
Это типовые станции, монументальные, похожие на московское или киевское метро шестидесятых-семидесятых годов постройки. Мозаика обязательно.
Она есть везде, на всех зданиях, во всех музеях, в основном идеологического содержания. К сожалению, в отличие от начала девяностых годов, сейчас исчезла из продажи символика, идеологические плакаты и политические сувениры.
Вот это — один из холлов метро, очень красиво, монументально. Сейчас ставка делается на популяризацию Кореи не идеологизированная, на мой взгляд, корейцы от этого только теряют.
Это — одно из обязательных посещений школ с выступлением местного школьного ансамблин. Каждую группу возят для просмотра этих выступлений, это обязательное мероприятие, школьники с удовольствием выступают перед гостями, показывают разные номера и выступления. В основном это политические песни, песня о полководце Ким Ир Сене, обязательная к исполнению. Ее также перевели на русский и требуют от туристов учить ее на память, чтобы во время пикника исполнять ее вместе с корейскими товарищами. Все.
Теперь вернемся к самому докладу. Есть два определения, два названия Кореи, именно названия. Потому то, Корея — это название для иностранцев. Сами северные корейцы называют себя — Чосон. Это самоназвание первого Корейского государства, возникшего на Севере Кореи. Южнокорейцы называют себя — хангук. Поэтому, по-корейски пишется Республика Хангук. То есть, по названию корейцев, проживавших в Корее на территории Южной Кореи. А Корё, или Корея — название государства, а не народа. Поэтому, когда спрашиваешь или этот товар корейского производства: это чосон? Тебе говорят: да, это чосон, или нет, это хань, а хане — это китайцы. Кстати, когда мы говорим о чосон, это имеет точный перевод, переводится, как «страна утренней свежести». Так как название первого государства Чосон, когда оно развивалось так, китайцы дали письменность, хотя корейцы утверждают, что была всегда иероглифическая письменность в Корее, но многие китайские иероглифы используются в корейской иероглифической письменности. Сейчас письменность в Корее является буквенной. То есть то, что вы видите в корейских надписях, — это буквы, это не иероглифы. У них сорок две буквы. Но сохранилось и иероглифическое письмо, которое было популярно в девятнадцатом — начале двадцатого века. Чосон означает, чо — это утро, а сон — это свежесть, отсюда происхождение чосон.
Можно, кстати, перевести и Москва на корейский язык, или на китайский язык, используя именно иероглифы. Расшифровывается это как «спокойное разрезание злаков». Если взять иероглиф, который означает слово Москвы, это получится спокойное разрезание злаков. Поэтому корейцы используют многие название и сами названия как ребусы. Отсюда появился и очень развился в Северной Корее новояз, который не имеет ничего общего с традиционной корейской литературой или корейским языком. Очень много новоязных слов.
В принципе история Кореи очень символична и очень интересная. Было два этапа развития Кореи, которые как бы проявляются в наибольшем раскрытии, расцвете Кореи. Это первое государство — Корё и Когурё. Когурё возникло после Чосон, когда Ван Гон создал это государство, как правитель, как объединение всех корейских территорий под своим руководством. Он впервые в государстве Корё объединил всю Корею: Южную и Северную. Это государство просуществовало недолго, всего пять веков. После этого произошла феодальная раздробленность, в Корее существовал рабовладельческий строй при Корю. После этого в пятом-седьмом веках возникло государство Когурю, которое также собрало всю Корею в единое государство со столицей Когурю Пхеньяном. Отсюда политические амбиции Пхеньяна о том, что объединенная Корея должна быть объединена именно под руководством Пхеньяна, и столица должна быть в Пхеньяне.
Если конкретизировать строй, который сейчас есть в Северной Корее, то нужно сказать о том, чем была Северная Корея с шестидесятых по девяностые годы. Во-первых, существовала карточная система. Во-вторых, существовал четкий контроль идеологический и политический над населением, полная информационная изоляция, все фракции, которые существовали в Трудовой партии Кореи, были ликвидированы или локализированы, но в то же время в Северной Корее сохранялась многопартийность. В Корее существует три партии: Трудовая партия Кореи, Партия молодых друзей Чхёндоге, это религиозная партия, и Социал-демократическая партия. До восьмидесятых годов она носила название Демократической партии.