06
январяЛовушка психологии
С постперестроечных времён книжные лотки обильно заполнены психологической и околопсихологической литературой, которая пользуется большим спросом у населения, особенно у женской его части. На первый взгляд, чего тут плохого? Пусть люди решают свои проблемы в личной жизни с помощью книжечек, тем более что они сравнительно дёшевы, доступны почти всем, а возможности для визита к психологу в трудной жизненной ситуации есть далеко не у всех. Однако мало кто задумывается, что эти книжечки сеют опасные иллюзии. В силу некоторых жизненных обстоятельств я была вынуждена прочитать довольно много из них, но практически через все красной нитью проходила одна и та же мысль - что разобравшись внутри себя, решив все свои внутренние проблемы, человек решает все проблемы вообще, достаточно лишь наполнить себя любовью, принятием и прощением.
Иногда даже напрямую указывается, будто внешний мир сам собой изменится, стоит поменяться внутренне. Никогда и нигде не встречалось оговорок типа: "В данном случае ситуация имеет объективно пагубный характер, в первую очередь надо менять объективнее обстоятельства, а не заниматься самоанализом". Но что это за проблемы, от которых таким образом предполагается избавиться? Довольно часто речь идёт об отношениях с родителями, причём не об актуальных отношениях взрослого человека со стариками, а травмах первых лет жизни, вызванных воспитанием. В современной буржуазной психологии считается общепринятым, что родители, предъявляя в процессе воспитания к ребёнку требования, калечат его психику. Однако без предъявления требований воспитание невозможно, поэтому про требования родителей, строгие или сравнительно мягкие, и про свои обиды или протесты против них, могут вспомнить практически все. Так что объяснить любые свои внутренние проблемы этим могут практически все, и никто при этом не задумывается, о том, действительно ли корни его проблем лежат в воспоминаниях детства, или они могут где-то в более актуальной сфере. Вот как формулируют проблемы среднего обывателя психологические книжки: "В детстве от тебя родители требовали успехов и достижений, теперь из-за этого ты сам от себя требуешь успехов и достижений, ты боишься неудачи, и именно поэтому тебе так плохо. Но ты уже не в детстве, от родителей так не зависишь, поэтому сними с себя так беспокоящие тебя требования к себе, прими себя таким, какой ты есть, и полюби себя, и тебе станет хорошо и легко жить". Что же в этом неправильного? А то, что хотя маленькому ребёнку требования предъявляют прежде всего его родители, потом их место всё равно занимает общество, потому что даже маленький ребёнок тесно связан с обществом, потому что обычно ходит в детский сад, где общается со сверстниками, а с семи лет всех отдают в школу. И требования к ребёнку - уже во многом требования социума, а не конкретной мамы Марьи Ивановны. Требования к взрослому человеку, живущему в обществе, это и есть требования того общества, в котором он живёт, а решить проблемы отношения с обществом, занимаясь самокопанием в детских обидах, невозможно. Ведь не в том проблема Васи Пупкина, что мать когда-то требовала с него пятёрку по русскому языку, а в том, что с него сейчас начальник на работе требует за день двойную норму, и недоволен, если Вася Пупкин не успевает. Конечно, если мать когда-то привила Васе Пупкину привычку слушаться "старших", то ему будет тяжело даже мысленно осознать, что в том, что он, несмотря на упорный труд, не успевает, виноват не он, и даже не начальник, который обычно выполняет приказ более высшего начальства, а сама система сверхэксплуатации, порождённая капитализмом, но как раз для того, чтобы преодолеть в себе послушание, как раз и нужно в первую очередь осознать, что и сверхнорма, и недовольство начальника по поводу её невыполнения принадлежат объективному миру, и что мысленно копаясь в отношениях с матерью, он эти проблемы разрешить не может, но как раз психологические книжечки мешают осознанию этого момента. Современные психология таким образом давно уже превратилась в одно из оружий буржуазии. Все что может натолкнуть людей на мысль изменить существующие порядки в ней заменено на рекомендации полумистического характера. Ведь в этих книжечках личный протест объясняется исключительно как проявление внутреннего дискомфорта, а о том, что существует ещё и общественный протест, там вообще умалчивается. Во многих отношениях психология стала своего рода аналогом религии, этаким заменителем религии для грамотных, которые в совсем уж откровенную чушь не хотят верить.
Леа РУЖ